Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 «Снегирек»
муниципального образования г. Саяногорск
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБДОУ детский сад №15
«Снегирек»
Протокол № 1от 30.08.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МБДОУ детский сад № 15
« Снегирек»
О.П.Гришина
Приказ № 275 о/д от 02.09.2024 г.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ 3 - 7 ЛЕТ
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
МБДОУ детский сад №15 «Снегирек»
Саяногорск, 2024
Содержание
1. Целевой раздел
3
1.1.Пояснительная записка
3
1.2.Цели и задачи Программы
3
1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 4
Возрастные особенности детей
4
1.4. Краткая информация об образовательной организации
9
1.5. Планируемые результаты освоения детьми Программы
9
1.6. Способы оценки достижения планируемых результатов
9
2. Содержательный раздел
10
2.1. Формы организации образовательной деятельности
10
2.2. Механизм реализации Программы
11
2.3. Взаимодействие с родительской общественностью
13
3. Организационный раздел
14
3.1. Проектирование и планирование педагогической деятельности
14
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
14
Список литературы
Приложение 1. Перечень кружков (студий) на 2024-2025 уч.г.
15
17
2
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования дошкольников 3-7 лет (далее - Программа)
разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной
инфекции (CОVID-19)» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от
30.06.2020 №16);
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением
Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28);
СапПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (утверждены
постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2).
Уставом ДОО.
Реализация Программы дополнительного образования предоставляет обучающимся
возможность самореализации. Кроме того, Программа направлена на удовлетворение
потребностей участников образовательного процесса во всестороннем развитии ребенка.
В 2024-2025 учебном году занятия в кружках проводятся по дополнительным
общеразвивающим программам следующей направленности:
- естественнонаучное;
- физкультурно-спортивное;
- художественное;
- социально-гуманитарное.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель: обеспечение
условий, способствующих разностороннему развитию
дошкольников.
Задачи:
1. Способствовать
духовно-нравственному, гражданско-патриотическому
воспитанию детей.
2. Формировать и развивать творческие способности воспитанников.
3. Создать условия для удовлетворения индивидуальных потребностей
воспитанников в интеллектуальном, художественно-эстетическом развитии и физическом
совершенствовании.
4. Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укреплять здоровье,
а также организовывать свободное время воспитанников.
5. Создать условия для адаптации воспитанников к жизни в обществе.
6. Выявлять, развивать и поддерживать детей, проявляющих выдающиеся
способности.
7. Создать условия для личностного развития.
В соответствии СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (CОVID-19)» Программа дополнительного образования реализуется в
кружках по интересам, сформированных в объединения из числа детей, посещающих одну
группу (запрещено комплектование кружков из числа детей, посещающих разные группы).
Кружки в ДОО выполняют несколько функций:
образовательную – воспитанники имеют возможность удовлетворить свои
познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений и навыков в
3
интересующих видах деятельности;
социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить
социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать
«ситуацию успеха», самоутвердиться;
коррекционно-развивающую
–
воспитательно-образовательный
процесс,
организованный в рамках дополнительного образования, позволяет развивать интеллектуальные,
творческие, физические способности детей;
воспитательную – содержание работы в кружках может оказывать значительное
влияние на развитие личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание
социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Для
успешной
реализации
Программы
дополнительного
образования
необходимо создание следующих условий:
- свободный выбор детьми деятельности;
- уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам, потребностям;
- свобода выбора ребенком и родителем кружков по желанию из числа
предложенных педагогами для каждой конкретной группы;
- мониторинг индивидуального развития детей.
1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Возрастные особенности детей
Дети 4 года жизни
Психические функции. В три-четыре года память ребенка носит непроизвольный,
непосредственный характер. Наряду с непроизвольной памятью, начинает формироваться и
произвольная память. Ребенок запоминает эмоционально значимую информацию. На основе
накопления представлений о предметах окружающего мира у ребенка интенсивно развивается
образное мышление, воображение. Продолжается формирование речи, накопление словаря,
развитие связной речи.
В три-четыре года внимание ребѐнка носит непроизвольный, непосредственный
характер. Отмечается двусторонняя связь восприятия и внимания – внимание регулируется
восприятием (увидел яркое – обратил внимание). В младшем дошкольном возрасте развивается
перцептивная деятельность.
Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия —
переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия.
К
концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм
предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине,
ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации
образовательного процесса и во всех знакомых ему помещениях образовательной организации.
Детские виды деятельности. Система значимых отношений ребенка с социальной
средой определяется возможностями познавательной сферы, наличием образного мышления,
наличием самосознания и начальными формами произвольного поведения (действие по
инструкции, действие по образцу). Социальная ситуация развития характеризуется выраженным
интересом ребенка к системе социальных отношений между людьми (мама-дочка, врач-пациент),
ребенок хочет подражать взрослому, быть «как взрослый». Противоречие между стремлением
быть «как взрослый» и невозможностью непосредственного воплощения данного стремления
приводит к формированию игровой деятельности, где ребенок в доступной для него форме
отображает систему человеческих взаимоотношений, осваивает и применяет нормы и правила
общения и взаимодействия человека в разных сферах жизни. Игра детей в три-четыре года
отличается однообразием сюжетов, где центральным содержанием игровой деятельности
является действие с игрушкой, игра протекает либо в индивидуальной форме, либо в паре,
нарушение логики игры ребенком не опротестовывается.
В данный период начинают формироваться продуктивные виды деятельности,
формируются первичные навыки рисования, лепки, конструирования. Графические образы пока
бедны, у одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более
детализированы. Дети начинают активно использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Дети способны под
руководством взрослого вылепить простые предметы.
4
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена
возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
Коммуникация и социализация. В общении со взрослыми, наряду с ситуативноделовой формой общения, начинает интенсивно формироваться внеситуативно-познавательная
форма общения, формируются основы познавательного общения. Со сверстниками интенсивно
формируется ситуативно-деловая форма общения, что определяется становлением игровой
деятельности и необходимостью согласовывать действия с другим ребенком в ходе игрового
взаимодействия.
Положительно-индифферентное отношение к сверстнику, преобладающее в раннем
возрасте, сменяется конкурентным типом отношения к сверстнику, где другой ребенок
выступает в качестве средства самопознания.
Саморегуляция. В три года у ребенка преобладает ситуативное поведение,
произвольное поведение, в основном, регулируется взрослым. При этом, ребенок может
действовать по инструкции, состоящей из 2-3 указаний. Слово играет в большей степени
побудительную функцию, по сравнению с функцией торможения. Эмоции выполняют
регулирующую роль, накапливается эмоциональный опыт, позволяющий предвосхищать
действия ребенка.
Личность и самооценка. У ребенка начинает формироваться периферия самосознания,
дифференцированная самооценка. Ребенок, при осознании собственных умений, опирается на
оценку взрослого, к четырем годам ребенок начинает сравнивать свои достижения с
достижениями сверстников, что может повышать конфликтность между детьми. Данный возраст
связан с дебютом личности.
Дети 4-5 лет.
Психические функции.
Ведущим психическим процессом в данном возрасте является память. В четыре-пять
лет интенсивно формируется произвольная память, но эффективность непроизвольного
запоминания выше, чем произвольного. Начинает формироваться опосредованная память, но
непосредственное запоминание преобладает. Возрастает объем памяти, дети запоминают до 7-8
названий предметов.
К концу пятого года жизни восприятие становится более развитым.
Интеллектуализация процессов восприятия – разложение предметов и образов на сенсорные
эталоны. Восприятие опосредуется системой сенсорных эталонов и способами обследования.
Наряду с действиями идентификации и приравнивания к образцу, интенсивно формируются
перцептивные действия наглядного моделирования (в основном, через продуктивные виды
деятельности). Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку —
величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется
ориентация в пространстве. Основной характеристикой мышления детей четырех-пяти лет
является эгоцентризм. Наряду с интенсивным развитием образного мышления и расширением
кругозора, начинает формироваться наглядно-схематическое мышление. Интенсивно
формируется воображение. Формируются такие его особенности, как беглость, гибкость. С
четырех лет внимание становится произвольным, увеличивается устойчивость произвольного
внимания. На пятом году жизни улучшается произношение звуков и дикция, расширяется
словарь, связная и диалогическая речь. Речь становится предметом активности детей. Для детей
данного возраста характерно словотворчество. Интерес вызывают ритмическая структура речи,
рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. В период четырех-пяти лет формируются
основы познавательной активности и любознательности.
Детские виды деятельности.
На пятом году жизни ребенок осваивает сложную систему норм и правил, принятых в
социуме. Формируется развернутая сюжетно-ролевая игра, где центральным содержанием
выступает моделирование системы человеческих отношений в ходе выполнения игровой роли. В
данном возрасте в игре дети различают игровые и реальные отношения, характерна ролевая речь.
Конфликты чаще возникают в ходе распределения ролей, роли могут меняться в ходе игры. Игра
носит процессуальный, творческий характер. Детям доступны игры с правилами, дидактические
игры. Развивается изобразительная деятельность. Совершенствуется техническая сторона
изобразительной деятельности, замысел смещается с конца на начало рисования. Дети могут
рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на
5
бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Формируются навыки конструирования по образцу,
доступно конструирование по схеме, по условию и по замыслу, а также планирование
последовательности действий. Продуктивные виды деятельности способствуют развитию мелкой
моторики рук.
Коммуникация и социализация.
В общении со взрослыми интенсивно формируются внеситуативные формы общения,
в частности - внеситуативно-познавательная форма общения, возраст «почемучек» приходится
именно на четыре-пять лет. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого,
для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной
обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Со сверстниками продолжает формироваться ситуативно-деловая форма общения, что
определяется развитием развернутой сюжетно-ролевой игры и совместными видами
деятельности со сверстниками. При этом, характер межличностных отношений отличает ярко
выраженный интерес по отношению к сверстнику, высокую значимость сверстника, ребенок
болезненно реагирует на похвалу другого ребенка со стороны взрослых, конфликтность со
сверстниками также характерна для данного возраста. В группе формируется стабильная
структура взаимоотношений между детьми, определяющая социометрический статус каждого
ребенка.
Саморегуляция.
В период от четырех до пяти лет существенно возрастает роль регулятивных
механизмов поведения. Потребность в самовыражении (стремление быть компетентным в
доступных видах деятельности) определяет развитие произвольности. В игре ребенок может
управлять собственным поведением, опираясь на систему правил, заложенных в данной роли.
Ребенку доступно осознание основных правил поведения в ходе общения и поведенияв социуме.
Речь начинает выполнять роль планирования и регуляции поведения. Интенсивно формируются
социальные эмоции (чувство стыда, смущение, гордость, зависть, переживание успеха-неуспеха
и др.).
Личность и самооценка.
У ребенка интенсивно формируется периферия самосознания, продолжает
формироваться дифференцированная самооценка. Оценка взрослого, оценка взрослым других
детей, а также механизм сравнения своих результатов деятельности с результатами других детей
оказывают существенное влияние на характер самооценки и самосознания. Появляется
краткосрочная временная перспектива (вчера-сегодня-завтра, было-будет).
Дети 5-6 лет (старшая группа)
Дети шестого года жизни могут распределять роли до начала игры и строить свое
поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие
сопровождается речью,
соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая
реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные
отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни
роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут
возникать кон- фликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Действия детей в играх
становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного
рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления
детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки
представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться
оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения.
Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно
повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями.
Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых
протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного
конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала.
Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные
части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе
6
схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре,
шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от
природного материала к художественному образу (ребенок
«достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными
деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает
необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения
предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и
их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов,
треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию
или убыванию - до 10 различных предметов.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети
способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта,
указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные
решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные
мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления,
которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления,
отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а
также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений
(представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об
увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о
развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой
словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют
представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут
изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения
классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два
признака: цвет и форму (материал) и т. д. Дети старшего дошкольного возраста способны
рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не
выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут
правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический
слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в
повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части
речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются
синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке,
передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой
деятельности;
структурированием
игрового
пространства;
дальнейшим
развитием
изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в
конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов
изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов;
развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные
представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений);
развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание,
речь, образ Я.
Детей 6 - 7 лет (подготовительная группа)
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать
сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации,
7
например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который
не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть
несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети
способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое
поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как
покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется
не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится.
Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя
новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли
тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в
изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки
приобретают
более
детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия
между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные
действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д.
Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека
становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках,
глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При
правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно- творческие
способности в изобразительной деятельности.
Дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала.
Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не
только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют
их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки
становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе
зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они
достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться
постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные
по степени сложности постройки как пособственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и
придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности
не просто доступен детям - он важен для углубления ихпространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны
целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные
отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно
учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений
затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной
степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать
снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно
объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к
стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В
некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический
строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как
расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети
начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы,
прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются
диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные
8
достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением
форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием
позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и
личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.4. Краткая информация об образовательной организации
Все дополнительные образовательные услуги в ДОО оказываются бесплатно.
Руководителями кружков являются педагоги ДОО (воспитатели, специалисты).
Группы детей для участия в кружковой работе формируются педагогами в начале
учебного года. Прием воспитанников на обучение осуществляется на основе свободного выбора
детьми, родителями (законными представителями) деятельности (кружка) из числа предложенных
педагогами для каждой конкретно возрастной группы.
Детский сад в условиях профилактики распространения новой коронавирусной
инфекции COVID-19 организует дистанционные формы взаимодействия с другими
образовательными организациями и учреждениями культуры, сотрудничество и взаимодействие с
которыми, может разнообразить формы образовательной деятельности:
- МБОО СОШ №3 (виртуальные экскурсии в школу);
- Центр детского творчества (участие в дистанционных конкурсах);
- Городской краеведческий музей (участие в дистанционных конкурсах).
1.5. Планируемые результаты освоения детьми Программы
Социально-гуманитарное направление:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- развитие социального, эмоционального интеллекта;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
- формирование основ нравственно-патриотических чувств;
- воспитание толерантности;
- коррекция нарушений речевого развития;
- использование полученных знаний и умений в разных видах деятельности.
Естественнонаучное направление:
- развитие любознательности и познавательной мотивации;
- развитие познавательно-исследовательской деятельности;
- расширение представлений о мире природы;
- формирование первичных представлений о планете Земля, как общем доме людей, о
мире природы.
Художественное направление:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового
восприятия и понимания
произведений искусства;
- становления эстетического отношения к окружающему миру;
- развитие воображения и творческих способностей детей;
- развитие литературных способностей;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физкультурно-спортивное направление:
- развитие физических качеств;
- укрепление здоровья детей;
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
- формирование начальных представлений и становления ценности здорового образа
жизни;
- удовлетворение потребности в двигательной активности.
1.6. Способы оценки достижения планируемых результатов
В соответствии с современными тенденциями, связанными с изменением понимания
оценки качества образования, ДОО смещает акцент с объективного (тестового) подхода в
сторону аутентичной оценки. Реализация Программы предполагает оценку индивидуального
развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках
9
педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей.
Педагогический мониторинг
Мониторинг образовательной деятельности
Мониторинг индивидуального
Анализ (оформление отчетов о реализации
развития детей
программ работы кружков за год)
Содержание мониторинга педагоги (руководители кружков) определяют самостоятельно
в соответствии с поставленными задачами. Показатели развития и критерии их оценки
фиксируются непосредственно в дополнительной общеразвивающей программе.
2. Содержательный раздел
2.1. Формы организации образовательной деятельности
Основной формой организации дополнительного образования является кружок.
Кружки различной направленности формируются их руководителями на основе выбора
детьми и родителями деятельности, удовлетворяющей их интересы, из перечня программ,
разработанных педагогами ДОО на текущий год для каждой конкретно возрастной группы.
Формы организации деятельности детей
Индивидуальная
Групповая
Фронтальная
Индивидуально в группе
Ансамбль, команда,
Работа по подгруппам и со
детей
оркестр
всем объединением
Типы проведения занятий
Комбинированные
и интегрированные,
практические,
экспериментальные,
исследовательские, репетиционные, тренировочные, игровые.
Методы обучения на занятии
Словесные
Наглядные
Практические
Разговор, беседа,
Показ видеоматериалов, показ
Игры,
упражнения,
объяснение
приемов исполнения, наблюдение,
опыты, эксперименты
работа по образцу
Методы, основанные на деятельности детей
ОбъяснительноРепродуктивные
Частично-поисковые
Исследовательские
иллюстративные
Дети усваивают Дети воспроизводят Дети
участвуют
в Дети
овладевают
готовую
полученные знания и коллективном
поиске методами познания,
информацию
освоенные
решения поставленной самостоятельной
способы
задачи совместно с
творческой работы
деятельности
педагогом
Формы проведения занятий
акция
игра
беседа
проекты
вернисаж
деловая игра
встреча с интересными людьми
игра-путешествие
выставка
сюжетно-ролевая игра
галерея
концерт
гостиная
КВН
обсуждение
викторина
продуктивная деятельность
конкурс
(изготовление поделки, открытки
эксперименты
и др.)
наблюдение
посиделки
походы
экскурсия
праздники
репетиция
соревнования
спектакли
фестиваль
шоу
ярмарка
Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их
совместная деятельность, которая с позиций личностно- ориентированного взаимодействия
всегда является партнёрской. В совместной деятельности ребёнок и взрослый приобретают
общее искомое – сам способ её организации: для ребёнка неизвестным выступает принцип
решения поставленной перед ним задачи; для взрослого искомыми являются конкретные пути
поиска и открытия этого принципа детьми. Задачам совместной деятельности взрослого с
детьми соответствуют такие образовательные ситуации, в которых идёт равноправный поиск
10
субъектами решений проблемы (задачи) в ходе совместных наблюдений, рассказов,
экскурсий, дискуссий, экспериментирования и др.
Название кружка, цель, задачи, содержание, календарно-тематический план, виды и
формы организации деятельности, критерии оценки индивидуального развития детей,
список методической литературы, возрастной состав детей педагоги разрабатывают и
определяют самостоятельно, согласно цели и задач, направлений дополнительного
образования (фиксируется в дополнительной общеразвивающей программе руководителем
кружка).
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
образовательный процесс по адаптированным дополнительным общеразвивающим
программа организуют с учетом особенностей психофизического развития и состояния
здоровья. Занятия для данной категории детей могут быть организованы совместно с
другими воспитанниками, в отдельных группах или индивидуально.
2.2. Механизм реализации Программы
Занятия в объединениях (кружках) проводятся по дополнительным общеразвивающим
программам различной направленности (художественной, физкультурно-спортивной,
социально-гуманитарной, естественнонаучной).
Программы кружков художественной направленности
Основная цель: формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей
действительности, развитие творческих способностей.
Задачи:
1. Развивать у дошкольников эмоциональную восприимчивость и эмоциональный отклик
на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира,
произведений искусства.
2. Совершенствовать умения и навыки детей в изобразительной деятельности
(рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве).
3. Развивать у детей интерес к конструктивно-модельной деятельности.
4. Развивать у дошкольников музыкальные способности, формировать музыкальный
вкус.
5. Развивать детское музыкально-танцевальное творчество.
Форма
образовательной
деятельности
Методы
и
приемы
организации
педагогического процесса
Выставки,
Наблюдение,
вернисажи,
беседа, показ
художественная
способов
галерея, творчес- исполнения,
кая
мастерская, упражнения
праздник,
концерт,
спектакль,
ярмарка,
посиделки,
фестивали, шоу.
Используемый
дидактический
материал
Техническая
оснащенность
и помещение
Иллюстрации,
декоративные изделия,
народные
игрушки
изобразительный
материал, бросовый
материал,
природный
материал,
различные
виды
конструктора,
различные виды
театров.
Музыкальный
зал,
музыкальные
инструменты,
помещение
группы,
технические
средства
обучения
Форма
подведения
итогов
Творческий
отчет,
выставка
изобразительного
творчества
Программы кружков физкультурно-спортивной направленности Основная
цель: удовлетворение потребности детей в двигательной активности; создание условий
для сохранения и укрепления здоровья; развитие интереса кигровым видам спорта.
Задачи:
1. Совершенствовать умения и навыки детей в основных видах движений.
2. Укреплять здоровье, формировать культуру здорового образа жизни.
3. Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений.
11
4. Развивать у детей интерес к участию в спортивных играх и игровых видах
спорта.
5. Развивать у дошкольников
двигательной активности.
Формы
образовательной
деятельности
Игра,
играпутешествие,
тренировка,
репетиция,
соревнование
Методы
и
приемы
организации
педагогического процесса
Показ
способов
исполнения,
объяснение,
упражнения
инициативу,
самостоятельность,
и творчество
Используемый
дидактический
материал
Техническая
оснащенность
помещения
Спортивные
снаряды,
атрибуты к играм,
нетрадиционное
физ.
оборудование
Музыкальный зал,
физкультурный
зал, спортивное
оборудование,
технические
средства обучения
в
Форма
и подведения
итогов
Творческий
отчет,
показательные
выступления,
соревнование,
фотоотчет
Программы кружков социально-гуманитарной направленности Основная цель:
социальная адаптация, усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, повышение
социальной компетентности; патриотическое и гражданское
воспитание.
Задачи:
1. Развивать у дошкольников социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную
отзывчивость, чувство сопереживания, уважительного отношения к окружающим.
2. Формировать у детей гендерную, семейную принадлежность.
3. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду другихлюдей.
4. Формировать у детей первичные представления о безопасном поведении в быту,
социуме, природе.
5. Развивать навыки самопознания, саморегуляции.
6. Формировать навыки межличностной коммуникации.
7. Способствовать коррекции нарушений речевого развития.
8. Воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка.
Форма
образовательной
деятельности
Методы
и
приемы организации
педагогического процесса
Встреча с интересНаблюдение,
ными людьми, оббеседа, игра
щение, сюжетно(в том числе
ролевые игры, де- дидактичесловые игры, конкур- кая)
сы, экскурсии,
занятие
Используемый
дидактический
материал
Техническая
оснащенность
Форма
подведения
итогов
Иллюстрации,
плакаты, видео
фильмы,
презентации,
худ, литература
Музыкальный
Фотоотчет,
зал, кабинет ло- КВН
гопеда, помещение группы, технические средства обучения
Программы кружков естественнонаучной направленности
Основная цель: развитие познавательных интересов, любознательности, расширение
представлений об окружающем мире.
Задачи:
1. Формировать
у детей представления
об основных
свойствах
и
отношениях объектов окружающего мира.
2. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
3. Развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между
миром природы и предметным миром.
12
Форма
образовательной
деятельности
Методы
и
приемы
организации
педагогического процесса
Опыты и
Наблюдение,
эксперименты,
беседа,
экскурсии
в упражнения
природу,
викторины,
КВН,
наблюдения
Используемый
дидактический
материал
Техническая
оснащенность
Форма
подведения
итогов
Набор юного исследователя, видеофильмы, презентации, плакаты,
альбомы, детские
энциклопедии,
дидактические игры
Помещение груп- Фотоотчет,
пы,
технические викторина,
средства
обуче- стенгазета
ния, пособия для
организации
опытов и
экспериментов
2.3. Взаимодействие с родительской общественностью и
социальными партнерами
При реализации дополнительных общеразвивающих программ в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 педагоги не могут
организовывать и проводить массовые мероприятия c участием родителей воспитанников
(законных представителей).
При организации взаимодействия ДОО с семьей, основной акцент ставится на
воспитание субъектной позиции родителей, формирование их воспитательной
компетентности. В этом контексте задача ДОО сводится не к замещению семьи, а к
обогащению её теми практиками воспитания, которые накоплены в педагогической системе
дошкольного образования.
Формы взаимодействия ДОО с семьёй в рамках организации дополнительного
образования:
- приобщение родителей к заочному участию в педагогическом процессе;
- совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитиюребенка.
Педагогические беседы с родителями
Эффективны при целевом характере бесед (по запросам родителей, внесении
элементов дискуссии и проблематизации).
Тематические консультации (исходя из запросов родителей).
Собрание, круглый
стол с родителями
(с применением дистанционных
технологий).
Педагогический коллектив при взаимодействии с семьей выполняет следующие
функции:
- воспитательно-развивающая
- привлечение
родителей
к участию в
воспитательно-образовательном процессе;
- просветительская - совместный поиск психолого-педагогических методов
эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им навыков и умений;
- коммуникативная
- обогащение
семейной
жизни
эмоциональными
впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей;
- охранно-оздоровительная
– создание условий для содержательного
и
безопасного развития воспитанников, привитие навыков здорового образа жизни.
Ведущими методами организации взаимодействия являются:
- методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов,
идеалов): беседы, личный пример взрослых;
- методы организации деятельности и формирование общественного поведения:
общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;
- методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение,
благодарность, одобрение;
- методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ
результатов деятельности.
13
Использование активизирующих методов и приемов:
- метод игры, моделирующий проблемы и решения в триаде «ребенок-педагогродитель»;
- метод совместных действий, основанный на выполнении родителем и педагогом
совместных действий, заданий;
- метод конструктивного спора, который помогает сравнивать различные точки зрения
родителей и педагогов на воспитание ребенка, на разрешение проблемных ситуаций;
- метод вербальной дискуссии, обучающий культуре диалога в семье, обществе.
3. Организационный раздел
Группы детей для участия в кружковой работе формируются педагогами
(руководителями кружков) с предоставлением ребёнку и родителям права свободного выбора
деятельности (кружка) из предложенных для каждой конкретно возрастной группы.
Состав объединений (кружков) комплектуется в сентябре. Наполняемость кружков
зависит от особенностей детей, целей, задач и специфики предстоящей деятельности (может
составлять от 8 до 25 человек).
В кружках, которые посещают дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями
здоровья, количество детей может быть снижено.
Состав каждого кружка формируется только из числа детей, посещающих одну группу
(п.п. 2.1, 3.1, 3.2 санитарно-эпидемических правил СП 3.1/2.4.3598-20).
Образовательный процесс с детьми организуется преимущественно во второй половине
дня, 1 раз в неделю.
3.1. Проектирование и планирование педагогической деятельности
Воспитательно-образовательный
процесс
строится
с
учетом
контингента
воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей.
Продолжительность
учебного Начало занятий - с 01.10.2024 г.
года
Окончание -25.04.2024 г.
Недельная
образовательная
1 занятие в неделю
нагрузка ребёнка
Продолжительность занятий
Вторая младшая группа – 15 минут;
Средняя группа – 20 минут;
Старшая
группа
не
более
25
минут;
Подготовительная группа – не более 30 минут
Организация
мониторинга Педагогическая диагностика:
индивидуального развития
Вводная - октябрь;
Итоговая - апрель
Темы образовательной деятельности, формы организации, методы и приёмы решения
задач, выбор практического материала варьируются педагогами в зависимости от
возможностей и способностей детей, их интересов и желаний, времени года и других
факторов.
Календарно-тематический план работы каждого кружка является примерным,
поскольку содержание образования определяется индивидуальными склонностями детей, их
интересами, особенностями развития и конкретной ситуацией в группе и в ДОО. Педагоги в
течение года ориентируются на ребёнка, его интересы и актуальные потребности, поэтому
могут формировать содержание обучения по ходу образовательной деятельности, внося
коррективы в перспективный календарно- тематический план работы на год.
Последовательность тем может определяться педагогом совместно с детьми. Решение задач
развития детей зависит от сложившейся образовательной ситуации, интересов отдельного
ребёнка или группы детей.
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. С целью создания
благоприятного психологического климата для каждого воспитанника и реализации
образовательного потенциала, в ДОО создана развивающая предметно- пространственная
развивающая среда.
14
Средства
Технические
Учебно-наглядные
пособия
Перечень
- проектор, экран,
- активная акустическая колонка,
-микрофон,
- ноутбук
-художественная
литература
(в
том
числе
энциклопедии),
-плакаты,
-наборы наглядно-демонстрационного материала,
-фотоматериалы, иллюстрации,
- дидактические игры и методические пособия.
детские
-музыкальные инструменты, игрушки,
- традиционные, нетрадиционные материалы для творчества,
- природные материалы,
- разного вида бумага и др.
Список литературы
1. Агамова Н.С., Морозова И А., Слепцова И.С. Народные игры детей: организация,
методика, репертуар. - М.:, 1995.
2. Белошистая А.В. Развитие конструктивных умений дошкольников. – М.: АйрисПресс.
2005.
3. Бондаренко Е.А. Играя, развиваем мышление. – М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС»,2005.
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М: Мозаика-синтез,
2008.
5. Ворончихин Н.С. Сделай сам из бумаги. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.
6. Геронимус Т.М. Маленький мастер. – М.: АСТ – ПРЕСС Школа, 2004.
7. Геронимус Т.М. Я умею делать сам. – М.: АСТ – ПРЕСС Школа, 2004.
8. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000.
9. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. - М.: ТЦ «Сфера», 2007.
10. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду – М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2008.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике
аппликации и коллажа: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
12. Дыбина О.В. Их чего сделаны предметы. - М.: ТЦ «Сфера», 2005.
13. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ
«Сфера», 2010.
14. Иванова А.А. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в
детском саду. –М.: ТЦ Сфера, 2005.
15. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
16. Кружок «Умелые руки». – СПб.: Кристалл; Валери СПб, 1997.
17. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М.: Сфера,
2007.
18. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках,
валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени. Конспекты занятий в
ИЗОстудии. – М.: Карапуз, 2008.
19. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и
скульптуры из природного материала. – М.: Карапуз, 2008.
20. Маркелова О.Н. Поделки из природного материала: аппликация из мешковины и
Оборудование для
организованной
образовательной
деятельности
15
бересты, поделки из пустырных трав. – Волгоград: Учитель, 2009.
21. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М., 1987.
22. Мячина Л.К. Маленьким детям – большие права: учебно-методическое пособие. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
23. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Популярное пособие для
родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998.
24. Новиковская О.А. Стихи для развития речи. - М.: «Астрель», 2008.
25. Новиковская О.А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой
моторики и речи (от 3 до 7 лет).- М.:. Издательство "Паритет", 2008.
26. Пазухина И.А. Давай познакомимся. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
27. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн. – М.: Карапуз-дидактика, 2006.
28. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.
Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: 2001.
29. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Я учусь изобретать. – М.: «Мир книги», 2008.
30. Перевертень Г.И. Искусные поделки из разных материалов. – М.: Издательство АСТ;
Донецк: «Сталкер», 2004.
31. Перевертень Г.И. Поделки из шишек. – М.: Издательство АСТ; Донецк:
«Сталкер», 2004.
32. Перевертень Г.И. Поделки из яичной скорлупы. – М.: Издательство АСТ; Донецк:
«Сталкер», 2004.
33. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. - М.: Просвещение, 1985.
34. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. – М.: 2007.
35. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. - М.:
Аркти, 2005.
36. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию
дошкольников. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
37. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников.
– М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
38. Сержантова Т.Б. 366 моделей из оригами. – М.: Айрис-пресс, 2010.
39. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. - М.: Айрис Пресс, 2003.
40. Сикорук Л. Л. Физика для малышей. – М.: Просвещение. 1996.
41. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и
старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: Детство – Пресс, 2008.
42. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990.
43. Щеткин А.В. Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном
учреждении: Методическое пособие /д ред. О.Ф. Горбуновой. – Абакан: ООО «Кооператив
«Журналист», 2004.
16
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ КРУЖКОВ (СТУДИЙ) на 2024-2025уч.г.
№ Направления, название
Ф.И. О педагога
Возраст детей
кружка (студии)
3-4 г 4-5л 5-6л
1. Естественнонаучное направление (36 детей)
1 «Эковичок»
Забелина Е.А.
12
Время проведения
6-7л
Четверг/пятница
17.15-17.35
Среда/четверг
17.20-17.35
Среда/четверг
17.20-17.35
2
«Юный исследователь»
Спицына С.В.
12
3
«Хочу все знать»
Емельянова Л.М.
12
1
2. Социально-гумунитарное направление (84 детей)
«Моя Родина»
Ковалева И.Е.
12
2
«Юный математик»
Ковалева Д.Н.
3
«Арифметика»
Мирошникова Е.В.
4
"Песочные истории"
Галайко А.М.
12
5
«НейроИгры»
Елькина О.В.
12
6
«Игры народов Мира»
Пузакова Л.В.
12
7
«Занимательная риторика»
Мурина С.И.
12
1
«Соловушки»
3. Художественное направление (96 детей)
Долгополова Л.А.
12
2
«Играем в сказку»
Белоногова А.В.
3
«Домисолька»
Кирсанова И.В.
12
4
«Сказочный калейдоскоп»
Петрова Т.А.
12
5
«Эколепка»
Безъязыкова Н.А.
12
6
«Умелые ручки»
Кончакова Е.А.
7
«Тяп-ляп»
Дубинина А.Р.
12
8
«Волшебный песок»
Трухина Н.В.
12
1
5. Физкультурно-спортивное направление (12 детей)
«Акробатика»
Полякова Н.И.
12
Итого: детей 228*
* 1 ребенок может посещать несколько студий
(кружков)
12
12
12
48
17
48
Среда
15.20-15.50
Вторник /среда
17.30-18.00
Четверг
15.20-15.45
Вторник /среда
17.30-17.55
Вторник /среда
17.20-17.45
Среда/четверг
17.30-17-50
Четверг/пятница
17.20-17.35
Вторник/среда
17.20-17.35
Четверг/пятница
17.00-17.25
12
60
Среда/четверг
17.30-17-50
Среда/четверг
17.15-17-35
Вторник /среда
17.20-17.45
Вторник
15.10-15.40
Среда/четверг
17.30-18.00
Среда/четверг
17.30-18.00
Вторник /среда
17.30-18.00
72